Решаем вместе
     
   
   
     
        Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?      
     
       
                           
     
   
 
 
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области
специальная коррекционная школа г. усть-илимска
Год основания1983 годЯзыки образованияРусский

Консультация

Консультация
Консультация

18 марта 2022 г.

ТекстН.А. Красавина
Фото

«Общение - путь к развитию коммуникативной деятельности»

 

   Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.
     Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.
Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
   В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
    Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь.
     Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей. Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

   Навыки  общения  можно и нужно развивать, прививая детям основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый   не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому  родители стоят во главе формирования культуры общения у детей.       В современном мире необходимо прилагать  целенаправленные усилия для формирования навыков общения, в результате чего дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.

     Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыков общения у детей. В процессе игры, дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

        Виды игр:
        Беседа «Как можно общаться без слов»
Обсудите с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросите его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.

        Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая - грустная, довольная - сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, бодрая - усталая, спокойная - взволнованная, медленная - быстрая, теплая - холодная, ясная - мрачная.
Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

        «Новая страна» (совместный рисунок)
Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Вместе с ребенком придумываем свою страну, даем ей название и рисуем. Каждый участник рисует на общей картине то, что хочет.  Это упражнение дает возможность каждому  игроку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе.  


      Упражнение «Слепой и поводырь».

Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствиями могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза.
Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут. Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить с ребенком ее ход, спросить, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т. п.

     Упражнение «Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Взрослый тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все ощущаем дыхание и стук сердца этого животного на себе».

    Упражнение «Нос к носу»
Участники располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

    Игра «Скажи вежливое слово»
Цель: обучение положительному вербальному общению.

Вариант 1: водящий бросает мяч и говорит вежливое слово тому, кому бросил мяч.
Вариант 2: по кругу передают друг другу вежливые слова.

Вариант 3: по кругу участники называют ласковыми именами друг друга.
Вариант 4: участники становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

     Игра «Уступи место (игрушку)»

Цель: расширение набора тактик взаимодействия.

Процедура игры:
Вариант 1: водящий подходит к кому-либо из участников, сидящих в кругу, и хлопает в ладоши. тот, к кому подошли, уступает место (игрушку).
Вариант 2: водящий подходит к кому-либо из участников и без слов делает так (использует различные тактики, чтобы ему уступили место (игрушку).
Вариант 3: водящий подходит к кому-либо из участников и при помощи слов пытается добиться своей цели (использует различные слова и выражения, чтобы ему уступили место).

       Игра «Кто позвал?»
Участники стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?» Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все  не побывают в роли отгадывающего. В процессе этой игры участники лучше узнают друг друга по голосу. Игра способствует сближению, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.

      Игра «Через стекло»
Участникам предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора  можно предложить, например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", или "Принеси мне стакан воды, я хочу пить" и т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно участники поняли друг друга и обсудить, что чувствовал каждый при передаче сообщений, легко ли было. Игра направлена на развитие умения, передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.

 

Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей